12.11.16

Wi-Fi на лесозаготоках

Главная > Новости

Цифровой и аналоговый интерфейсы датчиков уровня топлива. Что и почему выбирает рынок?

« Все новости

Цифровой и аналоговый интерфейсы датчиков уровня топлива. Что и почему выбирает рынок? 13.10.2011 04:24

Очевидно, что самые большие затраты, связанные с эксплуатацией транспортных средств — это расходы на топливо. Поэтому опция контроля расхода топлива с каждым годом становится всё более востребованной на рынке систем мониторинга транспорта. Самым популярным методом контроля расхода топлива является датчик уровня топлива емкостного типа (далее – ДУТ) – он позволяет определить не только расход, но и заправки и сливы топлива.
Для подключения датчиков уровня топлива к бортовым блокам чаще всего используется аналоговый, цифровой или (реже) частотный сигнал (см. рис. 1).

                                                   

Рис. 1. Использование различных типов ДУТ в России и странах СНГ. По данным Omnicomm, август 2011 г.

Сейчас доли ДУТ с аналоговым и цифровым интерфейсом примерно равны, однако, по наблюдениям Omnicomm, цифровые ДУТ набирают популярность, в то время как аналоговые постепенно сдают позиции. Почему это происходит? Давайте разберемся.
Как устроен ДУТ и какие основные функции он выполняет? 

ДУТ предназначен для измерения уровня топлива, преобразования его в определенный сигнал и выдачи его внешнему устройству. Функционал ДУТ может быть шире - измерение температуры, ускорения и пр. Также некоторые ДУТ выполняют первичную фильтрацию «сырых» данных об уровне топлива и преобразование их в данные объема. В данной статье мы будем говорить только об основных функциях. 
В большинстве современных ДУТ для обработки первичных («сырых») данных об уровне топлива используется микропроцессор. Обработка данных в микропроцессоре и их выдача происходит в цифровом формате. Если интерфейс датчика не цифровой, необходимо преобразовать значения в аналоговый сигнал, а на регистраторе снова их оцифровывать. В результате - потеря точности и помехозащищенности. Это основной минус аналогового датчика.

                                             
 
Рис. 2. Типовой современный датчик уровня топлива

Аналоговый сигнал предполагает кодирование значений уровня значениями какой-либо физической величины, чаще всего напряжения или тока. Если говорят, что датчик имеет на выходе аналоговый сигнал от 0 до 10 вольт, то в общем случае это значит, что пустому баку соответствует напряжение 0 В, полному – 10 В, а промежуточные значения напряжения соответствуют уровню от пустого до полного. Именно простота и универсальность являются основными преимуществами аналогового выходного сигнала. 

Насколько критичны недостатки аналогового интерфейса? Почему они перевешивают его достоинства? Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно знать, что такое погрешность, и понимать, какие факторы на неё влияют. 

Слагаемые погрешности

Первое, что необходимо принимать во внимание — фактическая погрешность измерения складывается из погрешности всех измерителей и преобразователей, находящихся в канале измерения. В измерении уровня топлива при использовании аналогового сигнала присутствует минимум два измерителя. Значение уровня топлива, т.е. миллиметры уровня, измеряются датчиком. Это первое измерение. Далее измеренное значение преобразовывается в аналоговый сигнал, и это напряжение передается по проводам и потом измеряется приемником.
Это второе измерение.
                                                                                                                                                           

Соответственно, если каждое измерение или преобразование имеет относительную приведенную погрешность в 1%, то общая погрешность составит уже 3%. 

Второй очень важный момент – ошибочное толкование понятия "точность" и разных видов погрешности. Все производители оборудования, работающие с аналоговыми сигналами, заявляют какие-то параметры точности. Прямо так и пишут "Точность – 0,1%". Кто-то указывает значения погрешностей - например, "относительная погрешность - не более 0,5%". Кто-то делает хитрее и указывает только разрядность аналогово-цифрового преобразователя (АЦП), например: "АЦП - 10 бит, выходное значение - 0 до 1023". Подразумевается, что можно получить значение с точностью около 0,1%. Все это чаще всего только вводит в заблуждение.
                         
Рис. 3 Пример корректного указания сведений о погрешностях в паспорте изделия  

Необходимо понимать, что точность измерения — это сумма основной погрешности и дополнительной погрешности, вызванной влиянием каких-либо факторов. 

Основная погрешность получается из совокупности ряда частных погрешностей: погрешности измерения, погрешности дискретизации преобразования, погрешности промежуточных пересчетов, погрешности от нелинейности, погрешности калибровки, погрешности временной нестабильности из-за старения элементов и т.д. 

В примере с указанием разрядности АЦП: на самом деле указана всего лишь погрешность дискретизации преобразования. Т.е. АЦП в 10 бит добавляет к основной приведенной погрешности около 0,1%. Но этот же измеритель может иметь нелинейность в 2% или погрешность в 1,5%, вызванную разбросом параметров радиоэлементов. Таким образом, его конечная относительная погрешность будет в десятки раз превышать указанное значение - 0,1%. На выходе у такого датчика будет действительно 1024 различных значения, и все они будут отличаться от реального на несколько процентов. 

Третье, что необходимо учитывать при использовании ДУТ с аналоговым интерфейсом – это несоответствие входного диапазона измерителя и выходного диапазона датчика. Это несоответствие так же сильно влияет на погрешность результата измерения. Значение основной погрешности указывается для всего диапазона измерения (как правило, указывается приведенная погрешность, т.е. приведенная к диапазону измерения). Соответственно, при уменьшении диапазона измерения основная приведенная погрешность увеличивается. 

Итак, насколько сильно влияние погрешности, как ее правильно определять и на что обращать внимание мы разобрались. Перейдем ко второму недостатку аналогового ДУТ – плохой помехозащищенности. 

Помехи, которые не должны мешать 

Сформированные российские и международные стандарты по электромагнитной совместимости и современные решения в области создания электронных компонентов, позволяют создавать решения, практически не подверженные влиянию электромагнитных помех. Но не все производители, стремясь понизить стоимость изделия, уделяют внимание этой работе. В итоге ко всем факторам, снижающим точность измерения, добавляется еще и влияние помех. Измерить и оценить различные аспекты этого влияния удается только в процессе эксплуатации: никаких характеристик производители, как правило, не приводят. При этом влияние помех может исказить результат измерения на порядок сильнее, чем все вышеописанные факторы. 

Что же в итоге? 


Применение датчиков уровня топлива с аналоговым выходом оправдано в том достаточно частом случае, когда бортовой блок не имеет цифровых интерфейсов или не поддерживает протокол, реализованный в датчике. Также аналоговые ДУТ популярны еще и благодаря своей относительно низкой цене. Однако растущий спрос на контроль расхода топлива и повышение требований к качеству этой функции предопределяют лидерство цифровых ДУТ на рынке систем мониторинга транспорта. 
 

Товаров в корзине: 0
На сумму: 0 руб.
Оформить заказ »
Добавлено в корзину
Подписаться на рассылку

Приложения Omnicomm

App Store

Google play

 

Запишитесь на тестовую установку

Компания "OMNICOMM" производит тестовую установку систем контроля топлива Omnicomm Profi 2.0 или Optim ГЛОНАСС.

Подробную информацию можно узнать у специалистов нашей компании по телефону

481-101, 8-9501-300-111

 

Посмотрите наши видео:

vido